«Совсем ничего не понимаю»: как мозг может препятствовать обучению и что с этим делать

Когда во время обучения вы сталкиваетесь с трудностями в запоминании информации, освоении новых инструментов или применении чужого опыта, не стоит сразу списывать все на лень или недостатки программы. Возможно, здесь играют роль когнитивные искажения. Давайте разберемся, какие ошибки мышления мешают нам учиться и как с ними бороться.

Подтверждение собственных убеждений

Это склонность искать подтверждение своим существующим взглядам. Это особенно проявляется, когда мы уже имеем базовые знания и просто их обновляем. Процесс обучения требует переосмысления прежних представлений, что наш мозг воспринимает с сопротивлением. Мы склонны не принимать чужую точку зрения и запоминать только то, что согласуется с нашими взглядами. Это мешает развитию и приводит к застою.

Что делать?

  • Внимательно анализируйте свои доводы, особенно когда считаете, что новый метод хуже старого.
  • Выбирайте курсы и программы, которым доверяете, чтобы легче принимать новые знания.
  • Постоянно экспериментируйте и пробуйте что-то новое — это помогает снизить страх перед переменами.

Предпочтение статус-кво

Этот эффект схож с предыдущим, но здесь мы отрицаем необходимость любых изменений. Нам кажется, что лучше оставить все, как есть, ведь старые методы работают. Однако это препятствует обучению и росту.

Что делать?

  • Смотрите на задачи обучения как на возможность внедрения изменений.
  • Анализируйте, почему новый метод кажется хуже, и опирайтесь на факты. Понимание пользы от изменений мотивирует и помогает учиться.

Эффект «золотого молотка»

Это склонность применять один и тот же подход к решению всех задач. Со временем убежденность в правильности одного инструмента усиливается, и нам сложнее воспринимать альтернативы.

Что делать?

  • Следите за новыми тенденциями в своей области, изучайте чужие подходы.
  • Пробуйте новые методы в повседневной жизни — это поможет легче адаптироваться к изменениям.
  • Анализируйте ситуации, когда старые методы не принесли нужных результатов.

Разрыв эмпатии

Из-за этого искажения мы недооцениваем влияние своих и чужих эмоций. Например, стресс или дискомфорт могут заставить нас бросить обучение. А в групповой работе негативные эмоции одного участника могут повлиять на всех.

Что делать?

  • Учитесь осознавать и управлять своими эмоциями, не давая им управлять вами.
  • В групповых занятиях проговаривайте свои эмоции, чтобы избежать непонимания.
  • Прежде чем начать обучение, изучите программу и преподавателей, чтобы избежать неожиданного стресса.

Эффект IKEA

Мы больше ценим то, что делаем сами, что может заставить нас пропускать теорию и сразу переходить к практике. Это приводит к непоследовательному обучению и стрессу при получении негативной обратной связи.

Что делать?

  • Активно участвуйте в практике, но не забывайте о теоретической базе.
  • Оценивайте свои достижения как временные успехи, не останавливайтесь на достигнутом.
  • Погружайтесь в теорию: выделяйте главное, задавайте вопросы преподавателю, делайте заметки — это укрепит ваши знания.

Эти простые шаги помогут вам преодолеть когнитивные искажения и сделать обучение более эффективным.

Поделиться этой статьей:
Ссылка скопирована в буфер обмена!

Вам также может понравиться...

Развитие эстетического интеллекта

Головная боль: как победить мигрень

Как устанавливать и защищать свои личные границы