Почему жанры фэнтези и фантастики часто объединяют?

Сегодня многие считают, что фантастика и фэнтези — это два совершенно разных жанра. Фантастика — это роботы, пришельцы и зомби, а фэнтези — ведьмы, эльфы и драконы. Однако такое разделение появилось относительно недавно. Давайте разберемся, почему эти два жанра на самом деле гораздо ближе друг к другу, чем кажется.

Фэнтези и фантастика: есть ли разница?

Хотя фэнтези и фантастика ассоциируются с XX веком и именами такими, как Толкин, Льюис, Азимов и Брэдбери, истоки этих жанров уходят в далекое прошлое, ещё до появления их современных названий. В древности они существовали в мифах и легендах, где магические и нереалистичные события переплетались с повседневностью. Изначально эти истории считались частью фантастики, охватывающей все, что выходило за рамки привычного.

На ранних этапах фантастика не выглядела так, как мы привыкли её видеть сегодня. В древних мифах, таких как шумерские и античные, мы можем найти элементы фантастики: оживление статуй, общение с богами и воскрешение из мертвых. Тогда фантастическое воспринималось в контексте магического мышления, и многие явления считались возможными благодаря вмешательству сверхъестественных сил.

Переход фантастики к научному жанру

Постепенно с развитием науки и технологий фантастика начала принимать форму жанра, в котором исследуются границы возможного. Этот переход стал заметен в эпоху Просвещения и научно-технической революции. Некоторые считают, что зарождение научной фантастики можно увидеть в таких ранних произведениях, как «Правдивая история» Люциана II века н.э., которая описывала путешествия в космос, инопланетные войны и искусственные формы жизни.

Истинная научная фантастика начала оформляться с появлением работ, таких как «Сомниум» Иоганна Кеплера, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Эти произведения заложили основы для жанра, который позже стал ассоциироваться с научными открытиями и визионерскими прогнозами о будущем.

Айзек Азимов и Карл Саган считали «Сомниум» первым научно-фантастическим произведением, так как в нем описывалось путешествие на Луну и наблюдение за движением Земли с её поверхности. Важно отметить, что в этих произведениях божественное влияние отходит на второй план, а авторы начинают допускать реальную возможность существования описываемых явлений в природе.

После развития романа как литературного жанра в XVII веке, такие произведения, как «Франкенштейн» (1818 г.) и «Последний человек» (1826 г.) Мэри Шелли, сыграли ключевую роль в формировании научно-фантастического романа. Английский писатель и издатель Брайан Олдисс утверждал, что «Франкенштейн» был первым настоящим научно-фантастическим произведением. Эдгар Аллан По также внес свой вклад, написав несколько научно-фантастических рассказов, таких как «Беспрецедентное приключение Ганса Пфааля» (1835 г.), посвящённое путешествию на Луну.

Жюль Верн стал известен своей научной точностью, особенно в романе «Двадцать тысяч лье под водой» (1870 г.). В 1887 году в романе Энрике Гаспара-и-Римбау «El anacronópete» впервые была представлена концепция машины времени. Первым французско-бельгийским писателем-фантастом считается Ж.-Х. Росни Айне (1856–1940), чьим шедевром стало произведение «Навигаторы бесконечности» (1925), где впервые использовалось слово «астронавт».

На ранних этапах фантастика часто носила утопический характер, предполагая, что научные и технические достижения способны изменить мир к лучшему. Однако с развитием технологий и индустриализацией стали очевидны и их негативные последствия, которые привели к социальной напряженности. Этот поворот ясно показал, что одного прогресса в технологиях недостаточно для создания идеального будущего, особенно после двух Мировых войн XX века.

Отделение фэнтези от научной фантастики

До XX века образованная часть общества, обладающая критическим мышлением, осознавала, что не все научные открытия приносят благо человечеству. Однако именно мировые войны, наглядно продемонстрировавшие, как достижения науки могут быть использованы для разрушений с применением оружия массового поражения и медицинских открытий, привели к расколу в культурных представлениях.

Будущее, формируемое научным прогрессом, перестало казаться столь утопичным и светлым. Писатели-фантасты, пережившие хотя бы одну из мировых войн, привнесли в жанр новый посыл, который стал основой для современной научной фантастики: «ученый несет ответственность за будущее, которое создают его открытия». Тем не менее, существовало понимание, что будущее зависит не только от технологий, но и от людей, которые управляют этими открытиями.

Когда будущее становится неопределённым, возникает естественная склонность к идеализации прошлого. Хотя это прошлое могло быть далеко не идеальным, оно предоставляет чувство стабильности и понятности, что успокаивает разум, беспокоящийся о будущем. На фоне этой ностальгии и оформляется жанр фэнтези. Хотя он начал формироваться в конце XIX и начале XX века, отделение от фантастики происходило постепенно, и долгое время произведения фэнтези оставались на уровне «массового чтива». Однако с появлением «высокого фэнтези», создателями которого стали Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис, жанр обрел самостоятельность и значимость.

Если фантастика устремлялась в будущее, то фэнтези, напротив, обращалось к прошлому, к мирам, не затронутым автоматизацией и индустриализацией. В классическом фэнтези события разворачиваются в сельских, удалённых от цивилизации местах. Например, дети Пэвенси отправляются в Нарнию из уединённого дома профессора, а в произведениях Толкина Шир и Хоббитон представлены как идеальные уголки, далёкие от городской суеты.

Романы Толкина, Льюиса, Ле Гуин и других писателей дали жанру фэнтези самостоятельную жизнь. Волшебные и фантастические сюжеты быстро стали восприниматься как средство ухода от тревог реальности. Со временем фэнтези-романы превратились не просто в ностальгию по прошлому, а в растущий жанр, охватывающий альтернативные миры и актуальные социальные проблемы, такие как неравенство, бедность и сегрегация. Наряду с «высоким фэнтези» начали появляться более мрачные произведения, как «Песнь Льда и Пламени» и «Ведьмак». В то же время возникли поджанры, ориентированные на разные аудитории: женское романтическое фэнтези, подростковое фэнтези, героическое фэнтези. Жанр стремительно развивался, предоставляя простор для идей, отражающих все аспекты человеческой жизни. В отличие от реальности или научной фантастики, стремящейся к правдоподобию, фэнтези предлагало необычные решения конфликтов: древнее зло можно было победить с помощью магических артефактов, чудовище превратить в принца, а источник зла бросить в жерло вулкана.

Поделиться этой статьей:
Ссылка скопирована в буфер обмена!

Вам также может понравиться...